Регулятор напряжения генератора ваз 2114

Регулятор напряжения трехуровневый на ваз 2114

Трехуровневый регулятор напряжения генератора Ваз

На сегодняшний день у отечественных автомобилей существует серьезная проблема с быстрой разрядкой аккумуляторов. При этом их ресурс стремительно заканчивается, а новые модели на рынке стоят дорого. Основной причиной этого является частая смена режимов работы. В данном случае от действий водителя мало что зависит. В свою очередь, батарея постоянно требует напряжения разной величины для своего заряда.

Призван решить это проблему установленный регулятор в автомобиле. По умолчанию он стоит обычного типа с довольно простой конструкцией. В целом он является малоэффективным и со своей задачей справляется плохо. Это связано с тем, что вне зависимости от условий эксплуатации аккумулятора он подает на устройство постоянное напряжение. Однако он не способен учитывать температуру окружающей среды, скорость движения автомобиля, а также количество необходимой энергии. При этом оптимизировать весь процесс способен регулятор напряжения трехуровневый.

Очень часто, многие автолюбители жалуются на проблемы с автомобильным аккумулятором: то он быстро разряжается, то его заряда не хватает для полноценной работы некоторых систем транспортного средства (например, фары тускло светят), то еще что-то. В принципе, все эти претензии вполне оправданы, а значит и желание увеличить ресурс аккумуляторной батареи, сохранив при этом ее надежность – выглядит вполне логичным. Аккумулятор – не дешевое удовольствие и если ему не обеспечить надлежащий уход, то он быстро выйдет из строя, что выльется в новые материальные растраты. Однако, правильная эксплуатация не единственное фактор, влияющий на долговечность устройства, куда большее влияние на его «здоровье» оказывает резкая смена рабочих режимов автомобиля.

А дело вот в чем: штатный регулятор, в большинстве случаев, предназначен для поддержания в бортовой сети машины постоянного напряжения, но скорость движения, количество потребителей тока и температурные показатели воздуха все время меняются, что, соответственно, требует от батареи разного зарядного напряжения. С целью коррекции напряжения, а как результат и оптимизации режима заряда, был разработан трехуровневый регулятор напряжения на генераторы ваз 2010.

Исходя из отзывов, оставленных автолюбителями на различных форумах, это и правда хорошая и эффективная вещь. Так давайте сейчас вместе разберемся, какие конкретно функции выполняет трехуровневый регулятор и чем он обязан столь положительным характеристикам.

Главные функции трехуровневого регулятора напряжения

Для того, что бы лучше понять значение регулятора напряжения, вспомним сначала об одной детали, с которой он непосредственно взаимодействует. Мы имеем в виду автомобильный генератор, обеспечивающий преобразование механической энергии в энергию электрическую. После запуска силового агрегата (в момент поворота ключа в замке зажигания), генератор, благодаря питанию обмотки возбуждения, отдает ток в нагрузку. Вот как раз, сила тока обмотки и регулируется посредством описываемого регулятора напряжения, который выполняется либо в виде отдельного узла, либо встраивается в щеточный узел самого генератора.

В большинстве современных генераторных устройств, питание регулятора напряжения происходит от отдельной секции выпрямителя, а привод ротора осуществляется от коленчатого вала посредством шкива. Электромагнитное поле, создаваемое обмоткой возбуждения, индуцирует электроток в фазовых обмотках статора. Из-за того, что частоты вращения мотора нестабильны, а изменения нагрузки имеют скачкообразную природу, стабилизация выходного напряжения генератора просто необходима. Тут и задействуется регулятор напряжения, который изменяет силу тока возбуждения генератора.

При работающем генераторе и исправном состоянии регулятора, напряжение должно поддерживаться на уровне от 13,8 до 14,2 Вольт. Именно такое значение является необходимым для того, что бы ток заряда проходил через аккумулятор. Однако, помимо этого, нужно еще обеспечить определенное превышение электрохимического потенциала всех пластин банок, иначе зарядка аккумулятора выполняться не будет.

В последнее время, вместо стандартных регуляторов напряжения, все чаще встречаются трехуровневые модели «СОВЕТ», которые организовывают оптимальные условия для заряда аккумуляторной батареи, учитывая ее состояние и температуру окружающей среды, а также регулируют широкие диапазоны напряжения зарядки. Само собой разумеется, что применение таких устройств существенно продлевает срок службы автомобильного аккумулятора и помогает предотвратить появление возможных проблем в его работе.

Исходя из типа генератора, установленного на транспортное средство, регуляторы напряжения могут поставляться в комплекте с соответствующим щеточным узлом, либо с установочным корпусом интегрального регулятора и проводом для соединения.

Несмотря на то, что имеющийся в генераторе регулятор напряжения обладает термокомпенсацией с отрицательным значением (при понижении температуры воздуха регулируемое напряжение увеличивается, а при повышении — уменьшается), на самом деле, он не способен отслеживать температурные показатели воздуха вне устройства генератора, так как его внутренняя температура быстро достигает высоких показателей, иногда даже превышая +100 ?С.

Более того, включение дополнительных нагрузок (потребителей), таких как система обогрева стекол, фар или печки, вызывает ускоренный разряд аккумуляторной батареи даже при работающем моторе и исправном штатном регуляторе. Все эти проблемы можно решить одним махом, стоит только установить трехуровневый вариант регулятора напряжения.

Наибольшей популярностью такие устройства пользуются у владельцев отечественной марки ВАЗ, автомобили которых старше 10 поколения (2106, 2107, 2108, 2109, и те же самары 2114, 2115 у которых тусклые фары, которые благодаря регулятору засияют). Благодаря такому нехитрому приспособлению, эффективность работы бортовой системы существенно увеличивается: улучшается освещение, качество работы печки и обогрева заднего стекла. В зимнее время года, когда автомобилю необходим дополнительный обогрев, регуляторы напряжения наиболее актуальны, ведь низкая температура сильно снижает емкостные характеристики аккумуляторной батареи.

Десятки тысяч регуляторов трехуровневого типа уже успешно используются на различных транспортных средствах, доказав их владельцам свою эффективность и надежность. Вот, к примеру, мнение одного из них, которое было выражено на каком-то форуме для автолюбителей: «Установив ТРН (трехфазный регулятор напряжения), все имеющиеся «болячки» пропали, а именно:

  1. «сигналка» с утра стала лучше открываться (раньше при морозе, приходилось использовать линейку);
  2. стали ярче светить фонари ближнего и дальнего света; также, повысилась яркость всех имеющихся в салоне лампочек;
  3. при включении печки в первое положение, поток исходящего из нее воздуха чуть ли не сдувает пассажиров и водителя; стеклоподъемники начали работать шустрее;
  4. аккумулятор всегда заряжен, а двигатель по утрам заводиться с первого раза». Конечно, есть и отрицательные отзывы, но все-таки, в большинстве случаев, трехуровневый регулятор напряжения пользуется симпатией автовладельцев.

Как работает трехуровневый регулятор напряжения?

И так, мы уже выяснили, что трехуровневые регуляторы напряжения, вместе со всем установочным комплектом, предназначаются для автоматического поддерживания напряжения на зажимах автомобильного генератора переменного тока. Такие устройства монтируются на транспортные средства, обмотка генераторов которых включается в плюсовую цепь. Кроме того, существует еще один тип трехуровневого регулятора, в комплект которого, кроме стандартных составляющих, входит также набор щеток или интегральный блок с проводкой. Сам регулятор монтируется непосредственно на борт машины, а щеточный узел (или панель с проводкой) – в генератор.

Наиболее современные и «продвинутые» модели таких регуляторов обладают функцией безопасного старта. Так как ток в обмотках возбуждения соответствует значению в 5 Ампер или даже выше, то при пуске мотора такой уровень электропотребления приводит к существенному снижению мощности. В устройство регулятора включается собственный полупроводниковый ключ, отключающий обмотки генератора в случае отсутствия стабильного напряжения на выходе.

Электронная конфигурация данного вида регуляторов, имеет тумблерный выключатель трехпозиционного уровня, предназначенный для настройки требуемых параметров сети автомобиля. Переключение уровней выполняется с помощью встроенного в регулятор трехпозиционного тумблера, соответственно со следующими условиями использования автомобиля:

Уровень «min» — соответствует 13,6 Вольта и применяется для работы в условиях высоких температур окружающей среды (больше +20оС ), или при «тяжелой» эксплуатации автомобиля (городские пробки, длительные подъемы в горной местности и т.д.);

Уровень «норма» (среднее положение переключателя) соответствует показателю в 14,2 Вольта и предусматривает использование транспортного средства при окружающей температуре от 0?С до 20?С;

Уровень «max» (14,7 Вольта) – рассчитан на работу в условиях отрицательных температур окружающей среды; при необходимости подзарядки сильно разряженного аккумулятора, что вызвано подключением различных потребителей тока (телевизор, магнитола и т.д.) при неработающем моторе; после длительной стоянки.

Главной отличительной чертой трехуровневого генератора есть наличие нового реле. Его работоспособность и качество значительно выше, чем у стандартной детали, что позволяет трехуровневому регулятору делать напряжение более стабильным, защищая всю электрическую систему автомобиля от резких перепадов в сети.

Читать еще:  Тюнинг подсветки приборов ваз 2114

Мнение о регуляторах «Энергомаш» для ВАЗ-2110

Трехуровневый регулятор напряжения (ВАЗ-2110) хорошо подходит для водителей, которые используют автомобиль в тяжелых условиях. В данном случае есть возможность длительное время передвигаться на подъеме в гору. Также повышается эффективность в жаркое время года. В результате заводить автомобиль становится гораздо проще. При этом аккумулятор остается заряженным полностью очень длительное время. Минимум регулятор «Энергомаш» для ВАЗ-2110 способен выдавать напряжение на уровне 13.6 В. В свою очередь, на максимуме выдерживается 14.7 В. Как и предыдущая модель, данный регулятор является довольно компактным. Номинальный ток он выдерживает 5 А, а стоит это устройство на рынке примерно 450-600 руб.

СТОИТ ЛИ ДЕЛАТЬ РЕГУЛЯТОР САМОСТОЯТЕЛЬНО

Если вы плохо знакомы с электроникой, тогда осуществить подобную затею будет достаточно сложно.

Как мы уже упоминали ранее, главным элементом схемы является некое количество диодов. Поиск трехступенчатых переключателей для них достаточно проблематичен. Помимо этого, нужно правильно рассчитать и поставить радиаторы для охлаждения. В ином случае значительно повышается риск перегорания диодов.

В процессе разработки регулятора понадобятся длинные провода, потому что подключение осуществляется непосредственно к прибору через крышку.

Дополнительно понадобится сделать или найти подходящий корпус из пластика для такого оборудования. Все внутренности должны быть надежно закреплены внутри устройства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Особенности выявления неисправности регулятора напряжения на ВАЗ 2114

Система электрооборудования имеет основные источники питания, среди которых генератору отводится достойное почетное место. Регулятор напряжения генератора ВАЗ 2114 отвечает за предоставление питания бортовой сети для функциональности всех действующих электроприборов.

На приборе содержится выпрямительный блок, который преобразовывает переменный трехфазный ток в постоянный. Благодаря этому устройству уменьшаются скачки на выходе с генератора, при этом диапазон напряжения должен быть от 13,2 до 14,7 Вольт.

Где находится реле зарядки ВАЗ 2114? Агрегат размещен в задней части генератора, внизу под пластиковой крышкой. Прибор черного цвета, имеет две графические токопроводящие щетки.

Расположение регулятора напряжения на ВАЗ 2114

Проверяем работоспособность регулятора

При диагностике регулятора напряжения генератора необходимо определить, какие поломки могут выявиться при осмотре (во избежание дальнейших неисправностей и эффективного проведения профилактических процедур).

Неисправности на ходу автомобиля

  1. Не горит лампочка на панели, а также другие светодатчики.
  2. Аккумулятор разряжен/перезаряжен, и кнопка регулятора не светится/ярко горит.

Поломки могут быть самые простые, спустился и ослаб ремень, перегорело реле или стерлись щетки.

Для проверки прибора понадобятся следующие инструменты:

  • наборы ключей и отверток;
  • различные тестеры;
  • лампа 12-ти Вольтовая 3-х Ваттная;
  • провода для соединения;
  • регулирующие источники тока.

Проверка регулятора напряжения генератора ВАЗ 2114 осуществляется в сборе с щеткодержателями, дабы сразу проверить весь механизм. Внимательно следует осмотреть состояние щеток, их ломкость, подвижность, длину.

Проверка без снятия. Используя вольтметр, делаем замер показателей напряжения. Оптимальный результат – 13,5 – 14, 2 В. Если данные не соответствуют норме, тогда существует высокая вероятность поломки механизма.

Перед тем как проверить регулятор напряжения и снять его с автомобиля, нужно точно убедиться, что неисправность кроется именно в нем, а не в других составляющих генератора. Как это проверить?

Первый вариант проверки – диагностика при рабочем двигателе вольтметром

Что нужно сделать? Запустить двигатель и проверить свечение контрольной лампы, если она не гаснет и ярко мигает, значит – присутствуют проблемы в генераторе. Через несколько минут, когда двигатель усилит обороты и создаст максимальные условия для нагрузки сети, подключаем измеритель, устанавливаем 3500 об/ в минуту. Меньше 13 Вольт – АКБ полностью разряжена, когда больше – требуется замена регулятора на авто.

Когда прослушивает непривычный шум агрегата, значит вышли из строя подшипники, вследствие — слишком затянутый ремень привода. Для его регулировки нужно выключить зажигание и отпустить его. Прогиб при нажатии не должен быть меньше двух сантиметров.

Второй вариант – проверка механизма на стенде

Перед размещением электроагрегата на стенд нужно визуально оценить состояние щеток и контактных колец коллектора. Кольца должны быть чистыми и сухими. На выходе показатель тока дает не менее 13 Вольт, а частота вращения ротора – 6000мин-1. После 10 минут работы генератора можно замерять силу отдачи питания. У исправного агрегата показатели варьируются в пределах 80 А.

Если показатель меньше нормы – нужно искать неисправности в обмотках стартера или вентилях генератора. Если показатели не входят в допустымые значения, значит, меняем щеткодержатель.

Имеются три вентиля с красной пометкой, которые дают положительный заряд на корпусе, они находятся в одной пластине выпрямительного блока. Еще три механизма имеют отрицательный заряд, обозначены черной меткой, соединяющиеся с массой.

Третий вариант – проверяем исправность обмотки и диодов

Мультиметр показывает уровень сопротивления обмотки, если присутствуют неисправности показателей может не быть (обрыв), или же они будут существенно отличаться от нормы – 4,5 Ом. Для устранения проблемы правильным решением будет замена или перемотка изделия.

Для диагностики реле-регулятора необходимо подвести у нему регулирующий источник питания. Это контрольная лампа, минус идет на корпус электроагрегата, а на клемму – плюс. Измерительный прибор включается между щетками, при повышении напряжения, до 17 Вольт, лампа должна перестать гореть. Когда происходит наоборот (лампа горит ярко или слабо), то нужно менять регулятор напряжения.

Прозвонить диоды можно тестером, для этого подвести щупы прибора к выводам диода. Если возникает писк, то следует поменять щупы, но когда этот звук не умолкает, тогда точно имеется пробой диода. Для его устранения меняется неисправный агрегат или весь блок.

Осуществляя диагностику регулятора нужно осмотреть конденсатор защиты электрооборудования. Обнаружить неисправность можно мегомметром. Визуально осмотреть крепление изделия. Если обрыва не имеется, то стрелка прибора сначала резко отклонится в сторону уменьшения напряжения, а после снова вернется обратно. Допустимая емкость конденсатора — 2,2 мкФ ±20%.

Как удостоверится в неисправности регулятора, который находится далеко от машины. Источником питания 12В можно сделать автомобильный аккумулятор и последовательно соединенные 2 или 4 пальчиковые батареи, которые дадут результат – 16 В. Если лампа при проверке будет гореть в обоих случаях, а не гаснуть во второй раз диагностики, значит, образовался обрыв и требуется замена агрегата.

Четвертый вариант — проверка снятого регулятора

Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2114

Выше приведена схема проверки регулятора напряжения после его снятия. Нужно подключить именно так как указано на схеме. Если все правильно подключено и лампа горит, то регулятор исправен, а если лампа осталась потухшей, то он неисправен и требует замены.

Чтобы избавиться от просадок напряжения бортовой сети можно использовать трехуровневый регулятор напряжения, который на сегодняшний день используют во многих авто, но это уже другая статья и новая интересная информация.

Замена регулятора напряжения генератора на ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

Добро пожаловать!
Регулятор напряжения – он присутствует в любом генератора на любом автомобиле, благодаря нему напряжение в бортовой сети не скачет и держится ровно, ещё благодаря нему напряжение в бортовую сеть не идёт слишком большое (Чем больше напряжение в бортовой сети, тем быстрее проводка перегорать будет) и как положено в пределах нормы (В основном для всех машин, нормой считается 13.2-14.7 вольт в бортовой сети автомобиля), данного напряжения хватает чтобы аккумулятор заряжался и чтобы другие приборы ещё при этом горели (Чем больше приборов в автомобиле вы включите, тем напряжение и станет сильнее, благодаря всё тому же регулятору напряжения), когда регулятор приходит в негодность, первое что начинается так это проблема с напряжением и в связи с этим проблема с проводкой наступает, вот к примеру если регулятор вдруг перестанет сдерживать напряжение тогда и оно поднимется до высокой отметки, то провода начнут первым делом плавиться, но если у вас стоят все предохранители на нужные амперы, то здесь уже бояться нечего, просто предохранители каждые пять минут менять будете когда напряжение скакнёт и так будет до тех пор, пока регулятор вы не смените на новый (Но это и не от него может быть, предохранители вообще по разным причинам могут перегорать, одна из самых ярких так это попадание воды на проводку, после чего предохранитель сразу перегорает).

Читать еще:  Корректор фар ваз 2114

Примечание!
Замена регулятора напряжения который стоит на генераторе производиться не так и сложно, особенно если набор инструментов есть, в этом наборе у вас должны быть: Гаечные ключи, а так же отвёртки, контролька ещё понадобиться (Это контрольная лампа на 12 Вольт) и мегомметр (Данные приборы нужны лишь для того чтобы проверить регулятор на работоспособность, если вам не нужно ничего проверять и вы уверенны что у вас именно регулятор пришёл в негодность, то в таком случае данными вещами можете и не запасаться)!

Краткое содержание:

Где находится регулятор напряжения?
Он расположен как мы уже сказали чуть ранее на самом генераторе и прикручен к нему болтами, для наглядности чуть ниже мы закрепили фото, на котором отчётливо виден снятый с автомобиля генератор и стрелкой ко всему этому указан сам регулятор напряжения, об замене которого мы и говорим сегодня в этой статье.

Когда нужно менять регулятор напряжения?
Регулятор, само название даже говорит за него, а именно он регулирует напряжение в бортовой сети и оно не должно превышать и опускаться ниже нормы, если же напряжение скачет (То высокое, то маленькое) тогда регулятор нуждается в замене, проверить кстати его на работоспособность не составит никакого труда, для этого воспользоваться контрольной лампой на 12 Вольт будет нужно, а именно выводы от неё к обоим щёткам регулятора подсоедините и в это время подайте напряжение на 12 Вольт (Аккумулятор отлично для этого подойдёт) на плюсовую клемму, а на минусовую подайте минусовой провод идущий от аккумулятора (Минусом в регуляторе напряжения могут служить втулки, одна из таких указа на фото ниже на подробной схеме).

Примечание!
Если после таких манипуляций контролька загорится, то это говорит о том что регулятор исправен, но это ещё не говорит о том что он полностью исправен, а для того чтобы убедиться в этом окончательно, проделайте ту же самую операцию но только уже не 12 Вольт в этом случае подайте, а 15 В и посмотрите результат, нормальный исправный регулятор напряжения не должен дать лампе загореться, если же всё же лампа загорелась то это говорит о том, что данный регулятор не исправен и он нуждается в замене!

Как заменить регулятор напряжения на ВАЗ 2113-ВАЗ 2115?

Примечание!
Работу по замене данного агрегата можно выполнять как на снятом генераторе (Так даже удобней), так и на установленном (Если вы решите его всё же снять, то в таком случае изучите подробную статью по этому поводу, а называется она: «Замена генератора на автомобиле»), но в том случае если вы не захотите ничего снимать с автомобиля, то обязательно перед началом работы клеммы минус отсоедините от аккумуляторной батареи, как это сделать читайте в статье: «Замена АКБ на автомобиле», в пункте 1 всё подробно рассказано!

Снятие:
Чтобы снять регулятор, в начале нужно от генератора отсоединить клеммы и провод ещё который к нему крепиться (Клеммы отсоединяются посредством отворачивания гайки которая их крепит, а провод отсоединяется вообще легко, потяните за него рукой и он будет отсоединён, более подробно об том как это всё сделать, мы указали в статье на которую чуть выше дана ссылка, называется эта статья: «Замена генератора на ВАЗ»), как только всё лишнее будет отсоединено, приступайте к снятию крышки, для этого с помощью отвёртки удалите пломбу как показано на фото 1 и после чего накидной головкой с воротком выверните три гайки которые крышку крепят (Гайки указаны так же на фото 1 стрелками) и снимите крышку после этого, как только крышка была снята, три шайбочки пружинные снимите со шпилек чтобы их не потерять (см. фото 2) и переходите к снятию регулятора напряжения, он крепиться болтах и ещё к нему клемма подсоединена при помощи винта, поэтому винт крепления клеммы выворачивайте (см. фото 3) и отложите его в сторонку, затем две гайки по бокам отверните которые регулятор крепят (см. фото 4) и полностью снимите его с генератора и проверьте на исправность (Как проверить в начале статьи мы уже писали).

Примечание!
В начале статьи мы ещё одну очень важную вещь не указали, проверьте при помощи линейки или же чего ни будь ещё, то на сколько щётки выступают и если они будут выступать менее чем на 5 мм (см. фото ниже), то в таком случае данный регулятор нуждается в замене, а так же проверьте как щётки перемещаются (Рукой понажимайте на них для этого) и если в каких то местах они будут заедать, то тоже в этом случае смените регулятор!

Установка:
Новый регулятор устанавливается на своё место, в обратном порядке снятию, поэтому сложностей в его установки у вас не должно быть.

Дополнительный видео-ролик:
Наглядно увидеть процесс замены вы так же можете в видео-ролике который размещён чуть ниже, кроме замены там ещё и дополнительная информация рассказывается про этот регулятор, а именно рассказывается что будет с аккумуляторной батареей если регулятор выйдет из строя и т.д., все операции проводятся на автомобиле ВАЗ 2110, но вы особого внимания на это не обращайте потому что на автомобилях семейства Самара 2 и на автомобилях десятого семейства, данный регулятор заменяется идентично.

Проверка и замена регулятора напряжения на ВАЗ 2114

Несмотря на то, что автомобиль ВАЗ 2114 работает на бензине, электрическая составляющая в нем очень важна. Без поддержания напряжения в нужных пределах не сможет работать освещение, будет разряжаться аккумулятор. А самое главное – система зажигания без электричества не сможет функционировать, значит, не будет работать и двигатель. Поэтому важно, чтобы состояние электрической цепи машины поддерживалось в нормальном состоянии.

Проверка работоспособности регулятора напряжения – очень важное мероприятие

Генератор предназначен для вырабатывания электроэнергии, столь необходимой для стабильной работы электрооборудования автомобиля. Дополнительно он выполняет функцию подзарядки аккумуляторной батареи – с разряженным аккумулятором невозможно будет запустить двигатель. Для модели ВАЗ 2114 номинальным напряжением электрической цепи считается 12 Вольт, но с учетом всех потребителей (освещение, система зажигания, приборы, моторчик печки, мотор стеклоочистителей и т. д.) оно всегда должно быть выше. Поэтому напряжение в электрической схеме может находиться в пределах от 13,2 до 14,7 Вольт. Для поддержания его в нужном значении в цепь генератора устанавливается регулятор. Причем, это устройство присутствует в составе любого авто, а не только на модели 2114.

Для автовладельца важно знать, вырабатывает ли генератор необходимый ток. Проверка работоспособности генератора в первую очередь определяется по индикатору зарядки, находящемуся на панели приборов в салоне машины. Если лампа горит во время работы двигателя, то генераторная цепь неисправна, требуется диагностика и при необходимости ремонт.

РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ

Найти, где находится реле генератора ВАЗ 2114, нетрудно. Это устройство расположено в задней части самого генератора под пластмассовой крышкой. Где находится реле зарядки на ВАЗ 2114 – вопрос на засыпку. Дело в том реле зарядки, реле генератора и регулятор напряжения на ВАЗовской 14-ой в общем является одним и тем же единым устройством. Его еще называют реле-регулятором.

Что будет, если напряжение в электрической схеме упадет ниже 13,2 Вольт? Перестанет заряжаться аккумулятор, и через довольно небольшой промежуток времени стартеру уже не хватит мощности прокрутить двигатель для запуска. А если оно будет свыше 14,7 Вольт? Тогда могут выйти из строя элементы электрической цепи, например, сгорит магнитола или какой-нибудь из датчиков двигателя (ДМРВ, датчик фаз и т.д.).

Реле зарядки на ВАЗ 2114 похоже на большую черную таблетку, на конце которой есть две графитовые щетки (щеточный узел). Если идет слабая зарядка или ее совсем нет, проводится проверка регулятора напряжения.

Месторасположение регулятора напряжения

Читать еще:  Ремонт коробки передач ваз 2114

ДИАГНОСТИКА РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА

Проверка работоспособности генератора на ВАЗ 2114 всегда начинают с замера напряжения бортовой цепи на заведенном двигателе. Замер удобнее всего делать с помощью цифрового мультиметра:

  1. Настраиваем мультиметр на измерение напряжения и выставляем верхний предел 20 Вольт;
  2. Подсоединяем щупы прибора к аккумулятора и измеряем вольтаж на выключенном двигателе. Вольтметр должен показать где-то от 12,5 до 13 Вольт;
  3. Запускаем двигатель, показания прибора при хорошем исправном генераторе должны увеличиться где-то до 14 Вольт (может быть чуть больше);
  4. На работающем моторе включаем нагрузку (дальний свет, габариты, обогрев заднего стекла, моторчик печки на максимальные обороты). Смотрим на показания мультиметра – прибор не должен на холостых оборотах показывать менее 13,2 Вольт, а лучше, если этот показатель будет в пределах 13,8-13,9.

Проверка регулятора напряжения генератора может проводиться и на снятом устройстве. Проверяется устройство в сборе с щеточным узлом. Для этого:

  1. Массовый вывод (минус) «таблетки» соединяем проводом с минусом аккумулятора.
  2. На выводы «Б» и «В» от АКБ подаем питание (12-14 Вольт).
  3. Автомобильную лампу на 1-3 Ватт подключаем к графитовым щеткам. При исправном реле-регуляторе лампа должна загораться.

Существует еще одна проверка работы регулятора напряжения – когда необходимо проверить, какой порог срабатывания регулятора на верхнем пределе. Для этого в схеме увеличиваем напряжение, например, параллельно в цепь добавляем две-три пальчиковых батарейки по 1,5 В. Нужно увеличить напряжение более 16 вольт, все остальное подсоединяем по той же схеме. В данном случае при исправном реле зарядки лампа уже гореть не должна.

Суммируя результаты обеих проверок, делаем выводы:

  • Если лампа горит при первой проверке, а при второй не горит, то регулятор напряжения исправный;
  • Если лампа горит при обеих проверках – регулятор имеет пробой;
  • Если не горит при ни том, ни в другом случае – в устройстве имеется обрыв между щетками или контактами.

Удобное расположение регулятора напряжения ВАЗ 2114 позволяет его достаточно легко поменять, не снимая самого генератора.

Поступаем следующим образом:

  1. Отсоединяем клеммы аккумуляторной батареи;
  2. Отворачиваем ключом гайку на 10, и отводим в сторону плюсовые провода, идущие к генератору (красного и черного цвета);
  3. Сдергиваем фишку с тонким проводом;
  4. Демонтируем заднюю пластиковую крышку генератора. Она крепится на трех зажимах, и для ее снятия зажимы необходимо отогнуть;
  5. Реле-регулятор крепится на двух винтах. Берем крестовую отвертку и откручиваем винты;
  6. «таблетка» остается висеть на проводе. Аккуратно вытаскиваем штекер с устройства и демонтируем регулятор;
  7. Установку новой детали производим в обратном порядке.

Можно проводить замену реле-регулятора и со снятием генератора, здесь каждый выбирает тот метод, который окажется наиболее удобным.

ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ ЗАРЯДКИ

Если нет зарядки аккумулятора или она недостаточная, помимо неисправного регулятора напряжения могут быть другие причины, связанные с генератором:

  • Плохо натянут ремень;
  • Плохой контакт или обрыв в проводах, подающих питание;
  • Неисправный ротор или обмотка статора;
  • Плохой контакт щеток с коллектором ротора, просто изношены щетки.

Новые и изношенные щетки генератора

Регулятор напряжения ВАЗ 2114: принцип работы, неисправности и замена

Многие водители слышали о том, что в машине есть такая деталь, как регулятор напряжения ваз 2114, но при этом не знают, какую роль он выполняет и что делать в случае его неисправности. Ответить на все эти вопросы мы и постараемся в сегодняшней статье.

Как работает регулятор напряжения

По своему конструктивному устройству трехуровневый регулятор напряжения ваз 2114 представляет собой реле с подключенными к нему транзисторной схемой и сопротивлениями, которые, в свою очередь, подключены к возбуждающей обмотке на статоре генератора.

Принцип его действия заключается в следующем — во время своей работы генератор производит ток с нестабильным, скачкообразным напряжением, использование которого напрямую в бортовой сети могло бы привести к неполадкам и даже поломкам электронного оборудования. Для того, чтобы устранить эти скачки и поддерживать вольтаж, выдаваемый генератором, на одном уровне — и нужен регулятор-стабилизатор.

Так, при генерировании слишком высокого напряжения, устройство включает в схему дополнительные резисторы, которые понижают вольтаж до нужного уровня. В противном случае (когда напряжение слишком мало) стабилизатор отключает все сопротивления в схеме, и выдаваемый генератором вольтаж увеличивается.

Говоря о работе стабилизатора, следует учитывать и то, что все эти подстроечные колебания напряжения происходят с высокой частотой, в результате чего общая величина напряжения в бортовой сети остается фактически неизменной.

Если же говорить простыми словами, то регулятор напряжения генератора ваз 2114 отвечает за:

  • активацию электрогенератора;
  • контроль выдаваемого генератором тока;
  • поддержание напряжения, поступающего в бортовую сеть, на стабильном уровне.

Для регулятора, монтируемого на 14-ю модель, стандартными рабочими параметрами являются номинальный вольтаж в 14,5 вольт и номинальная сила тока в 5 ампер.

Признаки неисправности регулятора

Иногда в процессе эксплуатации авто случается и так, что стабилизатор выходит из строя. Признаками этого могут служить частые колебания и резкие скачки напряжения в сети автомашины, неполадки с электроприборами и быстрая разрядка аккумуляторной батареи. Если вы заметили один или несколько указанных выше признаков, то реле регулятор генератора ваз 2114 следует протестировать при помощи мультиметра.

Сделать это можно следующим образом:

  1. Установить тестер на измерение постоянного напряжения с пределом 20 вольт.
  2. Измерить показания вольтажа на клеммах АКБ при выключенном моторе (результат должен составить от 12,5 до 13 вольт).
  3. Запустить мотор и вновь измерить напряжение на клеммах (теперь оно должно составлять от 14 до 14,5 вольт).
  4. Не выключая двигатель, включить дальний свет, печку и обогрев стекла (можно и другие мощные потребители). Замерить напряжение на батарее третий раз. Показатели вольтажа при этом должны находиться в пределах 13,2-13,9 вольт — это будет означать, что стабилизатор исправлен. В противном случае устройство придется демонтировать и заменить.

Совершать поездки на автомашине с вышедшим из строя регулятором генератора — не выгодно и даже небезопасно, поскольку это может привести к увеличению расхода топлива, поломкам в бортовой сети и даже к возгоранию авто.

Проверить корректную работу регулятора можно и без применения мультиметра, при снятом устройстве. Для этого нужно подсоединить его клемму «массы» к минусу аккумулятора, а контакты Б и В подключить к плюсу. После этого следует взять 3 ваттную автомобильную лампу и подсоединить ее к графитовым щеткам регулятора. Если последний исправен, то лампа загорится.

В некоторых случаях можно пойти еще дальше и проверить порог срабатывания. Для этого регулятор следует подключить как было сказано выше, но между его положительными выводами и плюсом АКБ подключить параллельно пару пальчиковых батарей, дабы увеличить напряжение в сети до 16 вольт. Если регулятор работает правильно, то он прервет питание и подключенная к его щеткам лампочка гореть не будет.

Как заменить регулятор напряжения

Если в ходе проверки выяснилось, что регулятор неисправен, то следует как можно быстрее выполнить его замену на новый, аналогичной модели.

Делать это нужно следующим образом:

  1. Отсоединить обе клеммы от аккумуляторной батареи.
  2. Отсоединить колодку с проводами, подключенную к выводу «D» генератора.
  3. Снять резиновый колпачок с «плюсового» вывода, при помощи ключа на 13 отвинтить гайку, фиксирующую пучок проводов на шпильке.
  4. Снять провода со шпильки-контакта.
  5. Открыть 3 пластиковых зажима на крышке.
  6. Используя плоскую отвертку или узкое лезвие, демонтировать крышку.
  7. Выкрутить крестовой отверткой 2 винта, фиксирующих регулятор.
  8. Отключить провода, подходящие к устройству.
  9. Вынуть корпус регулятора вместе с графитовыми щетками.

Установку нового регулятора напряжения следует выполнять в таком же порядке, но в обратной последовательности.

Установив новый регулятор, следует обязательно зачистить все его контактные поверхности и проверить плотность прилегания контактов. В противном случае возможны сбои и неправильная работа устройства.

Заканчивая разговор о регуляторе напряжения, хочется еще раз напомнить о том, что при первых же признаках неисправности устройства следует заменить его на новое, поскольку в противном случае существует не только риск поломки бортовой электроники или увеличенного расхода топлива, но и вероятность короткого замыкания с дальнейшим возгоранием машины.

Полезное видео

Дополнительную полезную информацию по данному вопросу вы сможете почерпнуть из видео ниже:


Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector