Устройство генератора ваз 2110

Генератор ВАЗ 2110, конструкция, схема, ремень генератора “десятки”

Генератор ВАЗ 2110 превращает механическую энергию вращения коленвала в электрическую, которая используется для зарядки аккумуляторной батареи и функционирования электрических сетей “десятки”. Крутящий момент передается посредством приводного ремня генератора, который связывает шкив коленвала двигателя и шкив самого генератора.

Именно ремень генератора является самым важным элементом в связке двигатель – генератор. В случае обрыва ремня, его замена не вызывает особых сложностей. Достаточно ослабить пару гаек. Основная сложность, это обеспечить правильное натяжения ремня.

Ремень генератора ВАЗ 2110, проверка натяжения

Проверку натяжения ремня генератора ВАЗ 2110 необходимо проводить периодически. При слабом натяжении ремень генератора может просто проскальзывать, особенно во время влажной погоды. В итоге плохое натяжение ремня может привести к недостаточному заряду АКБ. Но и перетягивать ремень генератора не следует, это приведет к быстрому износу самого ремня или его неожиданному обрыву. Кроме того, при перетянутом ремне подшипники генератора подвергаются дополнительной нагрузке и быстро изнашиваются. Далее схематичный рисунок, который поможет понять, как правильно натягивать ремень генератора ВАЗ 2110.

  • 1 – верхний кронштейн генератора
  • 2 – гайка
  • 3 – регулировочный болт генератора
  • 4 – генератор
  • 5 – болт шарнирного крепления генератора к нижнему кронштейну
  • 6 – ремень генератора
  • 7 – ведущий шкив на коленчатом валу

Для обеспечения нормального прогиба ремня генератора ВАЗ-2110, который на схематичном рисунке обозначен как “А” необходимо ослабить гайку генератора “2” и гайку болта “5”. Затем вращая регулировочный болт “3” можно перемещать генератор ближе/дальше от двигателя, тем самым ослабляя/натягивая ремень генератора. Нормальный прогиб ремня “А” должен составлять от 6 до 10 мм, при условии давления на ремень с усилием 98 Н или 10 кгс.

Конструкция генератора ВАЗ 2110

Исправный генератор должен выдавать на клеммы аккумуляторной батареи от 13 до 14,5 вольт. Если на заведенном и прогретом моторе этот показатель меньше, значит генератор неисправен. При включении потребителей не должно быть резких скачков. Если заряд более 15 вольт, это так же плохо, от перезаряда быстро выйдет из строя АКБ. При перезаряде выкипает вода из электролита и осыпаются пластины. Основная причина повышенного заряда, это выход из строя регулятора напряжения. Далее схематичное и очень подробное изображение генератора ВАЗ 2110

  • 1 – шкив генератора
  • 2 – шайба
  • 3 – передняя крышка
  • 4 – дистанционное кольцо
  • 5 – ротор генератора
  • 6 – статор генератора
  • 7 – задняя крышка
  • 8 – кожух
  • 9 – выпрямительный блок с конденсатором
  • 10 – щеткодержатель с регулятором напряжения

Очень часто из строя выходит регулятор напряжения, заменить его несложно, поскольку разбирать полностью генератор ВАЗ 2110 не нужно. Но из-за того, что регулятор напряжения и токосъемные щетки, это единая и не разборная деталь, замену проводят вместе со щетками генератора.

Часто владельцы “десяток” сталкиваются с заменой дополнительных диодов, которые находятся на выпрямительном блоке, на рисунке выше под номером “9”. Для замены диодов генератора необходимо иметь эпоксидную смолу и паяльник. Паяльником аккуратно необходимо отпаять поврежденный и припаять новый диод. А смола необходима для надежного приклеивания корпуса диода. При этом старую смолу необходимо обязательно счистить.

Подшипник генератора ВАЗ 2110

Еще одной проблемой генератора ВАЗ 2110 является подшипник ротора. Точнее два подшипника ротора, по одному с каждого конца вала ротора генератора. Передний подшипник завальцован в передней крышке генератора, весь узел не разборный, поэтому подшипник необходимо заменять со всей крышкой в сборе. С задним подшипником ситуация следующая, он просто напрессован на валу. Что бы его снять потребуется специальный съемник для подшипников. Для установки нового подшипника желательно использовать тиски. Поскольку вал ротора, на который вы будете напрессовывать новый подшипник должен быть неподвижен.

Электрическая схема генератора ВАЗ 2110

Электрическая схема генератора ВАЗ 2110 на подробном рисунке ниже.

Основные элементы электрической схемы.

  • 1 – аккумуляторная батарея
  • 2 – генератор
  • 3 – монтажный блок
  • 4 – выключатель зажигания
  • 5 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов

Генератор “десятки”, это агрегат переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения. В разные годы на семейство ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливали генераторы, как отечественного, так и иностранного производства. Поэтому конструктивно они могут различаться.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Устройство генератора на ВАЗ 2110 (Схема)

Генератор — это основа функционирования всего автомобиля. Его можно сравнить с сердцем человека, поскольку на генератор возлагается ответственность по транспортировке электричества по всем системам и узлам, которые зависят от электрики. Механическая энергия преобразуется в электричество.

Как и любой другой элемент машины, генератор ВАЗ 2110 имеет свои особенности, функции, принцип работы. Сегодня мы будем знакомиться с ним максимально детально.

Внешний вид устройства

Как он работает

Для начала разберемся, как функционирует это устройство. Схема работы у него следующая:

  • Вставляется ключ в замок зажигания;
  • Ток идет на провода возбуждения;
  • Создаваемое якорем магнитное поле проходит через обмотки статора, на его выводах появляется напряжение;
  • Когда частота вращения якоря становится достаточно большой, начинается режим самовозбуждения;
  • Предусмотренный конструкцией авто выпрямительный блок превращает переменный ток в постоянный;
  • Начинает работать регулятор напряжения при изменении частоты вращения коленвала, осуществляется регулировка времени, на которое активируется провод возбуждения.

Представленное видео позволит вам наглядно познакомиться с принципом действия генератора.

Новичков очень интересует самый главный вопрос, без которого самостоятельно пытаться что-то починить не имеет смысла — для чего служит генератор.

Первым делом, задача генератора заключается в обеспечении энергией всего электрозависимого оборудования.

Когда двигатель включается в работу за счет помощи аккумулятора, все бразды правления переходят к генератору. Он отныне отвечает за работу аудиосистемы, кондиционера, стеклоподъемников и пр.

Вторая, но не менее важная задача аккумулятора, заключается в подзарядке АКБ. Происходит это тогда, когда двигатель работает. Если бы не генератор, батарея не смогла бы длительное время обеспечивать питание всех потребителей, пришлось бы регулярно ее заряжать в гараже.

Схема

Технические параметры

Если старый генератор выходит из строя, многие автомобилисты задаются вопросами относительно того, какой генератор им теперь лучше поставить вместо старого.

Ничего выдумывать здесь не нужно. Самое правильное решение — это установить такой же генератор, как стоял ранее, либо более мощный.

Сегодня для ВАЗ 2110 предусмотрено применение трех видов питающих устройств:

  1. Катек 5102.3771. Генератор выдает мощность на 80 Ампер, а его напряжение составляет примерно 14В.
  2. Катек 94.3701. Это устройство с теми же параметрами. Ничем серьезно не отличаются.
  3. Катек на 120 ампер. Генератор, более адаптированный под современные реалии, когда помимо стандартного электрооборудования автомобилисты устанавливают множество дополнительных устройств.

Если у вас в машине есть мощная аудиосистема, вы пользуетесь электронасосом, питающимся от авто, а также ряд других дополнительных потребителей, вместо стандартного генератора на 80 ампер рекомендуется устанавливать 120-амперник.

Если брать во внимание размеры устройств, тогда можно выделить обычные и компактные. У них есть определенная разница в конструкции. Если быть конкретными, то отличия заключаются в следующих компонентах:

  • Кронштейны;
  • Якорь;
  • Провод возбуждения;
  • Приводной шкив;
  • Количество крепежных болтов.

Но на деле это не играет особой роли. Ведь строение у всех генераторов, применяемых для ВАЗ 2110, одинаковое. Потому давайте разберемся в схеме и устройстве данного агрегата.

Читать еще:  Нет давления в топливной рампе ваз 2110

ВАЗ-2110, генератор: описание, технические характеристики, обслуживание и ремонт

Автомобильный генератор является обязательным элементом бортовой сети любой современной машины, независимо от типа двигателя и потребляемого им топлива. Именно он обеспечивает энергией все системы и механизмы, потребляющие электрический ток.

В этой статье мы рассмотрим конструкцию, технические характеристики и принцип действия генератора ВАЗ-2110. Кроме того, мы поговорим о его неисправностях, методах диагностики и способах устранения неполадок.

Как устроен генератор

Конструктивно у ВАЗ-2110 генератор практически ничем не отличается от токовырабатывающих устройств, которыми оборудуются другие современные автомобили. Он состоит из:

  • корпуса (передняя и задняя крышки);
  • статора (сердечник с обмоткой);
  • ротора (вал с обмоткой и токосъемными кольцами);
  • выпрямительного блока (диодного моста);
  • реле-регулятора напряжения со встроенными щетками;
  • кожуха, закрывающего выпрямительный блок.

Особенности конструкции

Сердечник статора имеет цилиндрическую форму. На него по схеме «звезда» намотана трехфазная обмотка, концы которой выведены на выпрямительный блок. Статор сверху защищен корпусом, состоящим из двух крышек, стянутых между собой четырьмя болтами. Внутри него расположен якорь. Он закреплен на двух шариковых подшипниках. Их назначение – обеспечивать равномерное вращение вала.

В задней части генератора расположен выпрямительный модуль, состоящий из шести диодов, а также регулятор напряжения со щеткодержателем и щетками. С целью защиты эти элементы закрыты стальным кожухом.

Принцип работы

Чтобы генератор мог отдавать ток в нагрузку, необходимо запитать обмотку возбуждения. Это, собственно, и происходит, когда мы включаем зажигание. Далее коленчатый вал работающего двигателя заставляет якорь вращаться. В это время в обмотке статора начинает вырабатываться электричество, которое отдается в бортовую сеть.

В автомобилях ВАЗ-2110 генератор вырабатывает переменный ток, а все потребители рассчитаны на постоянный. Для его преобразования применяется выпрямительный диодный блок.

Но и это не все. Дело в том, что величина напряжения, вырабатываемого генератором, постоянно меняется в зависимости от количества оборотов коленвала. Для ее стабилизации используется реле-регулятор напряжения.

В итоге на выводах устройства мы имеет постоянный электрический ток стабильного напряжения.

Основные технические характеристики

Обычно, в ВАЗ-2110 генератор имеет модификацию 94.3701. Это устройство обладает следующими техническими характеристиками:

  • максимальный ток, А – 80;
  • максимальная мощность, Вт – 1120;
  • величина рабочего напряжения, В – 13,2 – 14,7;
  • масса, кг – 4,9;
  • передаточное число – 1:2,4.

Неисправности генератора ВАЗ-2110

Теперь рассмотрим поломки генератора «десятки», с которыми автовладельцам приходится сталкиваться чаще всего. К ним относятся:

  • неправильное натяжение ремня привода;
  • износ подшипников;
  • выход из строя выпрямительного блока;
  • неисправность реле-регулятора напряжения;
  • обрыв (замыкание) обмоток ротора или статора.

Разберем детально каждую из неисправностей в отдельности.

Что не так с ремнем

Ремень генератора ВАЗ-2110 служит приводом для ротора устройства. Он передает вращательный момент от коленчатого вала двигателя на шкив якоря. Работа генератора напрямую зависит от его состояния. Важным моментом является натяжение ремня. Если он натянут слабо, возможно проскальзывание шкива. Из-за этого устройство не сможет вырабатывать ток необходимых параметров.

Признаком ненатянутого ремня является характерный «свист», чаще проявляющийся в сырую погоду. Эти же симптомы указывают и на его износ. Перенатяжение ремня перекашивает вал ротора. Это способствует ускоренному износу подшипников устройства.

Оптимальным считается такое натяжение ремня, при котором каждое из его полей посредине между шкивами можно максимально сдвинуть в сторону противоположного максимум на 15 мм.

Подшипники

Неисправный подшипник генератора ВАЗ-2110 несложно распознать по издаваемому ним звуку. Обычно он гудит, или шелестит. Этот звук – явный признак износа устройства.

Передний подшипник генератора ВАЗ-2110 запрессован в «седле» крышки. Извлечь его оттуда невозможно, так как он завальцован. Меняется он вместе с передней крышкой. Задний подшипник набит на вал якоря и поддерживается крышкой. Его замена возможна при наличии специального съемника.

Выпрямительный модуль

Выпрямительный модуль предназначен для преобразования переменного тока в постоянный. Его основу составляют шесть кремниевых диодов (вентилей): три положительных и три отрицательных. Они расположены на двух подковообразных пластинах. Для сглаживания скачков напряжения выводы положительных и отрицательных диодов соединены через конденсатор емкостью 2,2 мкФ.

Как проверить генератор на ВАЗ-2110 на предмет работоспособности выпрямительного блока своими руками? Для этого потребуется обычный автомобильный тестер или контрольная лампа. Суть проверки построена на способности диодов пропускать ток только в одном направлении. Неисправный вентиль либо вообще не пропускает ток, либо же пропускает в обе стороны.

Итак, для начала потребуется снять кожух выпрямительного блока. Далее подсоединяем первый провод контрольной лампы к выводу «B+» генератора, а второй к массе устройства. При исправном блоке лампа гореть не должна. Если же она горит, в выпрямителе произошло замыкание, и его необходимо заменить.

Не поленитесь проверить и конденсатор. Включите тестер в режим омметра (1-10 МОм) и замеряйте его сопротивление. У исправного конденсатора сначала оно должно принять минимальное значение, а затем постепенно увеличиваться. Если этого не происходит, замените конденсатор.

Регулятор напряжения

Регулятор выполняет функцию своеобразного стабилизатора. Благодаря ему напряжение бортовой сети машины одинаково, независимо от количества оборотов работающего двигателя.

По сути, регулятор – это реле, замыкающее и размыкающее цепь. Происходит это так. Напряжение упало ниже положенного показателя, или поднялось выше нормы – реле отключило от сети генератор. Напряжение достигло нужного диапазона – регулятор подключил устройство.

В реле генератора ВАЗ-2110 нет никаких электромеханических элементов. Оно построено на полупроводниках. Кроме этого, его конструкция включает и щеткодержатель со щетками. Отремонтировать регулятор своими силами практически невозможно. Его проще заменить новым.

Проверка работоспособности реле занимает не более пяти минут. Да и разбирать здесь ничего не нужно. Порядок диагностики следующий.

  • Запускаем двигатель, прогреваем его до рабочей температуры.
  • Включаем фары ближнего света и вентилятор печки.
  • С помощью тестера, включенного в режиме вольтметра, замеряем величину напряжения на клеммах аккумуляторной батареи.

Напряжение не должно выходить за пределы 13,2 – 14,7 В. Если же оно выше или ниже – реле неисправно.

Неисправным считается регулятор, если его щетки имеют повреждения или чрезмерный износ. Минимальная длина щеток – 5 мм.

Обрыв (замыкание) в обмотках

В ВАЗ-2110 генератор может выйти из строя и вследствие обрыва (замыкания) обмоток ротора или статора. Подобная неисправность не сулит ничего хорошего, так как устранить ее своими силами практически невозможно. Здесь потребуется либо перемотка обмоток, либо же замена неисправного элемента (ротора или статора).

Перед тем как проверить генератор на ВАЗ-2110 , его необходимо будет снять с автомобиля и разобрать. Начнем со статора. Берем тестер, включаем его в режим омметра и замеряем сопротивление между каждым выводом обмотки и корпусом. У исправного статора оно должно стремиться к бесконечности. Если же прибор показывает менее 50 КОм – в обмотке имеет место короткое замыкание.

Переходим к ротору. Здесь необходимо замерить сопротивление между контактными (токосъемными) кольцами. Оно должно быть в пределах нескольких Ом. Если сопротивление близко к нулю – витки обмотки замкнуты. Если же прибор выдает слишком большие показатели – возможет обрыв.

Замена генератора ВАЗ-2110 своими руками

В некоторых случаях ремонтировать генератор нецелесообразно. Ресурс устройства, заявленный заводом-производителем, составляет 140 тыс. км пробега. Если вы столкнулись с серьезной неисправностью токовырабатывающего устройства в своей «десятке», прикиньте, в какую сумму вам обойдется его ремонт, и сравните ее со стоимостью нового генератора. А стоит он не так и дорого – порядка пяти тысяч рублей. Но за эти пять тысяч вы получите новое устройство с гарантией, при правильной эксплуатации которого ваш автомобиль без проблем проездит несколько лет.

Читать еще:  Где находится датчик коленвала на ваз 2110

Замена генератора ВАЗ-2110 может быть осуществлена собственноручно. Все, что для этого потребуется – это смотровая яма, ключи на «10» и на «13». Яма нужна для того, чтобы было удобней подобраться к креплению устройства. Порядок замены следующий.

  • Автомобиль устанавливаем на смотровую яму, фиксируем, и снимаем защиту двигателя.
  • Отключаем минусовую клемму от аккумулятора. Отсоединяем от генератора провод, питающий обмотку возбуждения ротора (на разъеме).
  • Ключом на «10» откручиваем гайку крепления проводов вывода «B+». Снимаем провода.
  • Отпускаем регулировочный винт и отворачиваем фиксирующую гайку.
  • Снимаем ремень привода.
  • Ослабляем нижнее крепление генератора ВАЗ-2110 (с ямы), открутив гайку ключом на «13». Вынимаем болт крепления.
  • Снимаем устройство (удобнее снизу).

Установка генератора ВАЗ-2110 производится в обратном порядке. После замены не забудьте правильно натянуть ремень и подключить провода.

Несколько полезных советов, которые позволят продлить срок службы генератора

Чтобы генератор вашей «десятки» служил долго и не преподносил неприятных сюрпризов, воспользуйтесь следующими советами.

  • Не реже одного раза в месяц проверяйте состояние ремня привода устройства и его натяжение. При выявлении его повреждения незамедлительно примите меры по его замене.
  • Обращайте внимание на звук работы генератора. Если вы услышите характерный для вышедших из строя подшипников гул, замените их самостоятельно, или обратитесь для этого в сервис.
  • Не подключайте к бортовой сети автомобиля электроприборы, потребляющие ток, величина которого больше, нежели ток, вырабатывающийся генератором.
  • Если на панели приборов постоянно горит сигнальная лампа, указывающая на отсутствие зарядки аккумуляторной батареи, проверьте регулятор напряжения. В случае его выхода из строя замените его.
  • Не допускайте попадания на генератор воды. Она может спровоцировать короткое замыкание.

Генератор ВАЗ-2110. Особенности конструкции

Генератор 94.3701

Внутреннее устройство генератора 94.3701

Схема системы генератора

Наглядная схема соединений цепи генератора

1 – аккумуляторная батарея;
2 – генератор;
3 – монтажный блок;
4 – выключатель зажигания;
5 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов

  • «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они выйдут из строя.
  • Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на выводе«В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.
  • Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением вывода «В+» генератора с «массой». При этом через вентили протекает значительный ток, и они выходят из строя. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.
  • Вентили генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).
  • Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.
  • Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток.
  • При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

Генератор типа 94.3701 – переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода).

На части автомобилей может быть установлен генератор ААК–5102 производства Словении. Этот генератор по своим характеристикам и установочным размерам взаимозаменяем с генератором 94.3701, но имеет некоторые отличия в устройстве узлов и деталей. В данной главе описывается генератор 94.3701.

Статор и крышки 10 и 11 (рис. Генератор 94.3701) стянуты четырьмя винтами. Вал ротора 19 вращается в подшипниках 20 и 25, которые установлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 27.

Трехфазный переменный ток, индуцируемый в обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, прикрепленным к крышке 10. Электронный регулятор 8 напряжения объединен в один блок со щеткодержателем и крепится также к крышке 10.

Схема соединений генератора показана на рис. Схема соединений системы генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 5, расположенную в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя – гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в полнакала говорит о неисправностях.

После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.

Вывод «W» генератора на автомобилях семейства ВАЗ–2110 не используется.

Техническая характеристика генератора типа 94.3701:

— максимальная сила тока отдачи при 13 В и 6000 мин–1, А : 80
— пределы регулируемого напряжения, В : 13,2–14,7
— передаточное отношение двигатель-генератор : 1:2,4
— емкость конденсатора, мкФ : 2,2±20%

Генератор Ваз 2110

Устройство генератора Ваз 2110: 1 — кожух, 2 — вывод «В+» для подключения потребителей, 3 — помехоподавительный конденсатор 2,2 мкФ, 4 — общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу «D+» регулятора напряжения), 5 — держатель положительных диодов выпрямительного блока, 6 — держатель отрицательных диодов выпрямительного блока, 7- положительный диод, 8- отрицательный диод, 9 — регулятор напряжения, 10 — задняя крышка, 11 — стяжной винт, 12 — передняя крышка, 13 — обмотка статора, 14 — дистанционное кольцо, 15 — передний подшипник вала ротора, 16 — шкив, 17 — гайка, 18 — вал ротора, 19 — конусная шайба, 20 — шайба, 21 — клювообразные полюсные наконечники ротора, 22 — сердечник статора, 23 — втулка, 24 — обмотка ротора, 25 — задний подшипник ротора, 26 — втулка подшипника, 27 — контактные кольца, 28 — щеткодержатель, 29 — выводы обмотки статора, 30 — дополнительный диод, 31 — вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов).

Генератор Ваз 2110 – синхронная электрическая машина переменного тока с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя (демпфера) поликлиновым ремнем.

Технические характеристики генератора 94.3701 Ваз 2110

Статор и крышки генератора Ваз 2110 стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник запрессован и завальцован в передней крышке и заменяется только вместе с ней. Его внутренняя обойма вместе с дистанционным кольцом и шайбой зажата гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора. Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом на защелках.

В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, выполненная по схеме «звезда» (выводы фазных обмоток имеют общую точку). Вторые концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей) – трех «положительных» и трех «отрицательных». Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные – на разных пластинах); на одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом).

Читать еще:  Ремонт гтц ваз 2110

Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора Ваз 2110, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к обмотке возбуждения подводится через две угольные щетки. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора.

Регулятор напряжения Ваз 2110 – неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами «положительных» и «отрицательных» вентилей (между «+» и «массой» генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 мкФ (±20%), расположенный на выпрямительном блоке.

При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (выводы «D» генератора и «D+» регулятора) подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит). После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет). Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.

Схема соединений генератора Ваз 2110 94.3701

Электросхема генератора Ваз 2110: 1 — аккумуляторная батарея, 2 — генератор, 3 — блок реле и предохранителей (монтажный блок), 4 — выключатель зажигания, 5 — комбинация приборов, 6 — контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи (устанавливается с 1997 г., до 1997 года устанавливался электронный вольтметр со светодиодом).

Диагностика генератора Ваз 2110

Запустите двигатель, дайте ему поработать несколько минут, затем, нажав на педаль «газа», доведите обороты коленчатого вала до 3000 мин -1 . Включите все потребители: дальний свет фар, обогрев заднего стекла, вентилятор отопителя, стеклоочиститель, аварийную сигнализацию. Замерьте напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 13 В. Если это не так, неисправны обмотки генератора (обрыв или замыкание), регулятор напряжения со щеточным узлом или окислены контактные кольца обмотки возбуждения. Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения Ваз 2110, выключите все потребители, кроме фар дальнего света, и вновь измерьте напряжение. Оно должно быть в пределах 13,2-14,7 В. Снятый регулятор напряжения можно проверить, подключив между щетками лампу (1-5 Вт, 12 В), а к выводам «D+» и «масса» — источник питания (только постоянного тока!), вначале напряжением 12 В, а затем 15-16 В. В первом случае лампа должна гореть, во втором – нет. Если лампа горит в обоих случаях, в регуляторе – пробой, если не горит – обрыв или нарушен контакт между щетками и выводами регулятора. В обоих случаях регулятор следует заменить. Для проверки вентилей выпрямительного блока Ваз 2110 отсоедините провода от аккумуляторной батареи, генератора и от вывода «D+» регулятора напряжения. «Плюс» батареи через лампу (1-5 Вт, 12 В) подсоедините к выводу «В+» генератора, а «минус» — к его корпусу. Если лампа горит, то и в блоке «положительных», и в блоке «отрицательных» вентилей имеется короткое замыкание. Для проверки замыкания в «положительных» вентилях «+» батареи через лампу соедините с выводом «В+» генератора, а «-» — с выводом одной из фазных обмоток статора. Если лампа горит, пробиты один или несколько положительных вентилей. Для проверки замыкания в «отрицательных» вентилях «+» батареи через лампу соедините с выводом одной из фазных обмоток статора, а «-» — с корпусом генератора. Если лампа горит, пробиты один или несколько отрицательных вентилей или обмотки статора замыкают на корпус генератора. Чтобы исключить замыкание обмоток, генератор снимают с автомобиля и, отсоединив обмотки от регулятора напряжения и выпрямительного блока, проверяют их замыкание на «массу» с помощью лампы или омметра. Вентили генератора можно также проверить омметром, не подключая аккумулятор и контрольную лампу. Замыкание дополнительных диодов можно проверить, подключив «+» батареи через лампу к выводу «D» генератора, а «-» — к выводу одной из фазных обмоток статора. Если лампа горит, один или несколько дополнительных диодов пробиты. Обрыв в основных вентилях определяется по резкому снижению тока отдачи (падению напряжения под нагрузкой). Однако это может быть также следствием обрыва или замыкания в обмотках генератора. Обрыв в дополнительных вентилях можно определить по низкому напряжению на штекере «D» (ниже 14 В) при средней частоте вращения ротора генератора. Определить исправность каждого диода (основного или дополнительного) можно только на снятом выпрямительном блоке омметром или контрольной лампой. Выпрямительный блок генератора Ваз 2110 при выходе из строя рекомендуется заменять в сборе. Допускается замена отдельных вентилей, однако для основных вентилей потребуется их перепрессовка в держателе – операция, требующая аккуратности и навыка.

Замена ремня генератора Ваз 2110

Ключом на 13 ослабляем гайку крепления генератора к установочной планке

Вращая ключом на 10 регулировочный болт против часовой стрелки, ослабляем натяжение ремня привода генератора

Сдвинув генератор к блоку цилиндров, снимаем ремень. Устанавливаем ремень генератора Ваз 2110 в обратной последовательности и натягиваем его, вращая регулировочный болт

При приложении усилия 98 Н (10 кгс) нормальный прогиб ремня должен быть в пределах 6–10 мм.

Снятие и установка генератора Ваз 2110

Отсоединяем минусовой провод от аккумулятора и провод возбуждения генератора

Ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления проводов к выводу «В+» и снимаем их. Снимаем ремень генератора, отворачиваем регулировочный болт генератора и отворачиваем фиксирующую гайку

Вынимаем натяжную планку генератора Ваз 2110

Ключом на 13 отворачиваем гайку нижнего крепления генератора

Вынимаем болт и снимаем генератор. Установка генератора на Ваз 2110 выполняется в последовательности обратной снятию.

Разборка генератора Ваз 2110

Отжав три защелки кожуха, поддеваем его отверткой и снимаем кожух

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта и отводим регулятор напряжения Ваз 2110 со щеткодержателем

Отсоединяем провод и снимаем регулятор напряжения со щеткодержателем, ключом на 10 отворачиваем гайку вывода «В+»

Сняв пружинную шайбу и втулку, снимаем с контактного болта наконечник провода конденсатора. Отвернув крестообразной отверткой винт снимаем конденсатор

Через отверстие высокой головки на 21 (удерживаемой трубным ключом) вставляем шестиграник на 8 и отворачиваем гайку крепления шкива. Снимаем шкив и шайбу

Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта, стягивающих крышки. Снимаем переднюю крышку генератора Ваз 2110

Крестообразной отверткой отворачиваем три винта крепления концов обмоток статора Ваз 2110 и винт крепления выпрямительного блока

Снимаем выпрямительный блок (при этом выпадает контактный болт) и статор

Надавив пальцем на пластмассовую втулку (опору подшипника) выталкиваем ее вместе с ротором из задней крышки

Поддев отверткой снимаем пластмассовую втулку с заднего подшипника

Двухзахватным съемником спрессовываем подшипник с вала ротора. Тестером проверяем обмотки статора и ротора на обрыв и замыкание на корпус. Сборку генератора выполняем в обратной последовательности. При ремонте генератора Ваз 2110 меняем неисправные детали на новые. Для установки заднего подшипника генератора Ваз 2110 на вал ротора опираем передний конец вала о деревянный брусок и напрессовываем подшипник на вал подходящим отрезком трубы, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector