Признаки неисправности термостата ваз 2110

Как проверить термостат не снимая с машины? Признаки неисправности термостата

Термостат – небольшая деталь в механизме двигателя внутреннего сгорания, которая отвечает за работу системы охлаждения. Когда эта составляющая прекращает работать из-под капота транспортного средства начинают выходить густые скопления пара, подобную картину очень часто можно увидеть в различных фильмах и сериалах.

Термостат выполняет машинальную передачу потоков охлажденной жидкости с разной температурой по системе охлаждения. Работает он по большому кругу при перегреве двигателя – проходя через радиатор, и по маленькому, когда двигатель холодный – обходя его стороной. Если эта деталь работает неправильно, то в холодное время года печка застывает, и салон автомобиля невозможно прогреть. Термостат есть как в поддержанном автомобиле, так и новом, если в них применяется закрытый вариант жидкой системы охлаждения с принужденной циркуляцией жидкости с низкой температурой. Принцип работы детали идентичный у всех автомобилей вне зависимости от страны производителя.

Принцип работы термостата

Главным его компонентом выступает механический клапан, который начинает работать под воздействием четкого механизма. В герметично закрытом корпусе устройства размещен специальный термочувствительный воск, который под воздействием высоких температур начинает плавиться и увеличиваться в объеме, тем самым сдавливая резиновую камеру. В свою очередь камера начинает выталкивать металлический хромированный шток, приводящий в работу клапаны.

Кода происходит запуск двигателя, термостат пребывает в закрытом состоянии, чтобы тосол не смог попасть в радиатор и остыть. В этот промежуток времени он движется по маленькому кругу системы охлаждения и остужает нагревающийся двигатель. Когда температура жидкости доходит до 90 °C, то двигатель разогнался до требуемого режима, если выше 90 °C – он начнет перегреваться, поэтому тосолу необходимо избавиться от жара и он переходит на большой круг.

Этот принцип работы очень прост, но когда целостность конструкции не соблюдается, воск способен вытечь из-за употребления некачественного тосола (антифриза) либо коррозийных процессов, что приведет к повышению силы трения подвижного штока.

Признаки неисправности термостата

Главные показатели плохой работы термостата:

1. Происходит заклинивание клапана в закрытом состоянии. В подобной ситуации датчик срабатывает, но не может открыть заслонку из-за чего тосол продолжает нагреваться. Информацию об этом вы получаете на приборной панели, когда загорается индикатор перегрева.

2. Неплотно закрытый клапан еще в начале работы. Жидкость продвигается сразу по большому кругу и не может достичь необходимой для работы двигателя температуры в 90 °C.

К общим признакам неисправности относятся:

1. Длительный прогрев двигателя авто до нужной метки или его перегрев.

2. Стрелка, отвечающая за температуру двигателя, резко падает, когда автомобиль набирает скорость и поднимается, в момент его остановки.

3. Нижний патрубок становится теплым за пару минут прогрева – обозначает, что термостат постоянно открытый.

4. Термостат заклинил и находится в закрытом состоянии, когда сам двигатель закипает, а нижний патрубок продолжает оставаться холодным при прогретом моторе.

Как проверить термостат не снимая его с машины

Проверить работу устройства, без его снятия можно только условно. Исключением могут быть только случаи, когда его заклинило. В подобной ситуации вывод об исправности термостата можно осуществить, проверив температуру патрубков, период за который совершился прогрев и датчику температуры.

Для проверки следует включить двигатель и подождать 2 минуты, затем потрогать шланг, идущий от термостата к радиатору. За это время клапан еще не срабатывает и шланг должен быть холодным. Если он горячий – в клапане есть какие-либо неполадки, и когда спустя какое-то время шланг не становится горячим – клапан заклинило и следует чинить устройство.

Профессионально проверить термостат способы только специалисты. Если возникают нарекания на работу двигателя, лучше будет обратиться к опытным работникам и своевременно устранить проблему.

Проверяем термостат на ВАЗ-2110 своими руками

Термостат является одним из самых главных узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110.

Именно он регулирует направление потоков антифриза в системе, которая может ходить по большому или малому кругу. Выход термостата из строя может привести к перегреву мотора, который может даже заклинить. В лучшем случае, двигатель просто не наберёт рабочую температуру.

Для того чтобы сохранить двигатель от перегрева, необходимо знать все способы проверки работоспособности термостата, которые можно применить без снятия устройства с автомобиля.

Причины, по которым термостат может выйти из строя

Термостат отвечает за поддержку оптимальной температуры двигателя машины.

Опытный водитель может определить неисправность термостата ВАЗ-2110 по косвенным причинам. Их можно разделить на следующие пункты:

  1. Термостат слишком долго нагревается . Это может произойти из-за неустойчивой работы двигателя, который даёт сильную вибрацию. Это может повредить клапан устройства, в результате чего антифриз попадёт внутрь термостата. В результате устройство будет работать с большим замедлением.
  2. Клапан также может открываться раньше, чем нужно . Как правило, это результат попадания антифриза в элемент, отвечающий за температуру охлаждающей жидкости.
  3. Термостат может открываться с задержкой . Чаще всего, это происходит из-за течи наполнителя, который отвечает за температуру открытия клапана.
  4. Термостат работает корректно, но двигатель постоянно перегревается . Это может происходить из-за движения охлаждающей жидкости только по малому кругу. Также мотор может перегреваться из-за трещины в патрубках или радиаторе.
  5. Механические повреждения клапана термостата также могут мешать его корректной работе.
  6. Заводской брак . К сожалению, запчасти отечественного производства часто выпускаются с заводским браком, что может привести к целой серии ненужных работ, так как, поменяв термостат, владелец автомобиля будет искать причину поломки где угодно, но только не в нём.
  7. Разрушение резинового уплотнителя . Если в охлаждающую жидкость попадёт масло, то это в короткие сроки может привести в негодность все резиновые детали и патрубки, которые контактировали с маслом.

Масло способствует разрушению уплотнителей.

Как решить проблемы на ВАЗ-2110?

Большинство проблем, связанных с термостатом, можно решить своими силами. Как правило, владельцы ВАЗ-2110 делают именно так.

Бывает, что, несмотря на нормальную работу термостата, температура охлаждающей жидкости в двигателе постоянно находится выше нормы. Если вы уверены, что термостат исправен, а радиатор охлаждения новый, чистый и неповреждённый, значит, следует заменить устройство на другое.

Новый термостат должен открываться при более высокой температуре охлаждающей жидкости.

Если устройство открывается с запозданием, то нужно проверить всю систему на наличие в ней охлаждающей жидкости. Бывает, что бачок полный, а воздушные пробки в системе мешают полноценной циркуляции антифриза.

Видео как отремонтировать термостат ВАЗ-2110

Неисправность клапана термостата

Термостат может рано открываться из-за высокого давления в системе охлаждения. Чрезмерное давление очень опасно , оно может привести к разрыву патрубков или радиатора в лучшем случае, и заклиниванию двигателя в худшем.

Клапан термостата может рано срабатывать в следующих случаях:

  1. Повышенные обороты двигателя.
  2. Выход из строя пружины термостата.

Пружина может стать причиной раннего срабатывания клапана.

Последний пункт чрезвычайно широк. Причина может быть как в недостаточном количестве антифриза в системе, так и в выходе из строя радиатора, патрубков и так далее.

Долгий прогрев

Часто водители ВАЗ-2110 сталкиваются с проблемой слишком долгого прогрева двигателя. Это может быть вызвано следующими причинами:

    Клапан термостата закрывается не полностью.

Причиной долгого прогрева двигателя является заклинивший клапан.

Мотор может греться даже при полной исправности термостата, поэтому не стоит акцентировать внимание именно на нём.

Как проверить термостат, не снимая его с автомобиля

Проверить работу термостата на ВАЗ-2110 очень просто. Главное при проверке – это работа с холодным мотором.

Проверка происходит по следующему алгоритму:

  1. Холодный двигатель запускается и прогревается в течение 2–3 минут. В это время охлаждающая жидкость должна ходить только по малому кругу.
  2. Чтобы проверить, что движение антифриза происходит именно так, нужно потрогать патрубок, который идёт к верхней части основного радиатора охлаждения. Он должен быть холодным, это показывает, что клапан термостата находится в закрытом состоянии.

Определить неисправность термостата можно не снимая с автомобиля.

В другом случае клапан может заклинить в открытом состоянии. Тогда антифриз будет сразу же после запуска двигателя циркулировать по большому кругу. Это никогда не приведёт к перегреву двигателя, но существенно повлияет на расход топлива, так как рабочая температура мотора будет достигнута за более продолжительное время.

Видео о проверке термостата без снятия с автомобиля

Заклинило в промежуточном состоянии

Часто бывает так, что клапан термостата заклинивает в промежуточном положении. В этом случае определить неисправность будет значительно сложнее, так как это зависит от угла заклинивания клапана.

Проверить термостат на его стопроцентную работоспособность без снятия невозможно. Но определить основную поломку таким образом можно.

Видео как проверить термостат ВАЗ-2110 своими руками

Основные неисправности термостата

В этой статье мы рассмотрим, как проверить работоспособность термостата на автомобилях ВАЗ 2110-12 без его снятия.

Вначале рассмотрим основные неисправности термостата:

  • Термостат не открывается: наиболее вероятной причиной тому быть залипание пластины клапана.
  • Термостат полностью не закрывается: возможной причиной может быть попадание в термостат постороннего предмета.

Как проверить термостат без снятия с двигателя

Итак, работоспособность термостата можно проверить следующим образом.

Запускаем двигатель и следим за температурой охлаждающей жидкости на щитке приборов. Температура открытия термостата ВАЗ 2110-12(основной клапана) составляет 85±2°C. При температуре двигателя меньше указанной клапан рабочего термостата закрыт и охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу. Определить это можно, ощупав нижний шланг радиатора и сам радиатор. При закрытом термостате они должны быть холоднее, чем сам термостат, поскольку ОЖ не попадает в радиатор.

Когда температура в системе охлаждения поднимется до 85 градусов, открывается основной клапан термостата и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, соответственно начинает нагреваться радиатор, а затем и нижний шланг радиатора.

При достижении температуры 102°C основной клапан радиатора открыт полностью и радиатор в таком случае должен быть горячим в верхней части и немного холоднее в нижней части, горячим должен быть и нижний патрубок.

Если при достижении температуры, когда клапан термостата должен открыться, и нижний патрубок и радиатор холодные, значит клапан термостата не срабатывает, соответственно термостат вышел из строя и требуется его замена.

Неисправность при которой термостат полностью не перекрывается можно так же легко проверить: если после запуска двигателя радиатор сразу же становиться теплым как и корпус термостата, а салон при этом почти не нагревается, то вероятнее всего причина тому — неполное перекрытие термостата. Это может привести к быстрому износу двигателя, поскольку он не достигает рабочей температуры. В таком случает так же потребуется его замена.

О замене термостата читайте подробнее в нашей отдельной статье.

Как проверить работу термостата

Термостат – один из важных элементов жидкостной системы охлаждения различных типов автомобильных двигателей. Устройство регулирует поток охлаждающей жидкости, который проходит через двигатель и радиатор. Результатом его работы является возможность быстрого прогрева мотора после холодного пуска и поддержание требуемого температурного баланса при работе. Устройство термостата и принцип его функционирования одинаков для всех автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства.

Назначение и принцип работы термостата

Термостат в системе охлаждения двигателя выполняет роль регулятора температуры, ускоряя его прогрев, и поддерживая оптимальный режим работы. При прогреве силового агрегата поток антифриза циркулирует по малому кругу, минуя радиатор. Благодаря этому, разогрев происходит быстрее, а износ и вредные выхлопы становятся меньше. При достижении температуры около 95 о С, термостат открывается, пропуская охлаждающую жидкость через радиатор.

Главной деталью термостата выступает механический клапан, который работает благодаря простому и точному механизму. Он находится в небольшом цилиндре, расположенном со стороны двигателя, вовнутрь которого помещен искусственный воск, имеющий t о плавления 82 о С. Применение данного материала обусловлено его способностью сильно расширяться, и при определенной температуре переходить из твердого в жидкое состояние.

Устройство является частью системы охлаждения двигателя и может располагаться в разных местах подкапотного пространства в зависимости от модели силового агрегата. На его место установки также оказывают влияние особенности конструкции и способ реализации охлаждающей системы. Чаще всего термостат размещают около выхода охлаждающей жидкости из двигателя или же входа центробежного насоса (помпы).

Устройство

Автомобильный термостат изготавливается из металлов, не поддающихся коррозии – меди, латуни, алюминия, или пластика. Главным его элементом выступает клапан, регулирующий поток охлаждающей жидкости. Он соединен со штырем, связанным с цилиндром, внутри которого находится воск. По типу корпуса различают следующие разновидности термостатов:

1. Корпусные, представляющие собой устройства, помещенные вовнутрь корпуса, имеющего 2 и более вывода, или оснащенного двухуровневым контуром.

2. Бескорпусные. Устанавливаются непосредственно в блок двигателя.

Виды термостатов

Двигатель автомобиля может быть оборудован различными видами термостатов, различающиеся следующими вариантами исполнения:

1. Одноклапанный. Отличается надежностью и простотой устройства, из-за чего устанавливается на большинстве моделей автомобилей.

2. Двухступенчатый. Относится к разновидности термостатов с одним клапаном. Устанавливается в тех системах охлаждения, где создается высокое давление охлаждающей жидкости, которое клапану сложно преодолевать. Данная конструкция предусматривает наличие 2х тарелок клапана – большой и малой. Первой срабатывает малая, так как открывается легче, и при открытии тянет за собой большую, которая в свою очередь полностью открывает канал для прохождения охлаждающей жидкости.

3. Двухклапанный. Имеет два раздельных клапана, находящихся в одном корпусе. Первый – основной, предназначен для отсечения циркуляции антифриза по большому кругу. Второй – перепускной, контролирует циркуляцию по малому кругу. Их работа синхронизирована таким образом, что при перекрытии одним из них циркуляции охлаждающей жидкости, другой открывает нужный контур. Подобная конструкция термостата широко применяется в автомобилях, выпущенных на территории СНГ.

4. С электронным управлением. Отличается эффективной и точной работой за счет применения электронного управления, но достаточно сложен в устройстве. Основное преимущество данного вида термостатов – обеспечение различных температурных показателей для оптимальной работы двигателя в различных режимах эксплуатации. По конструкции это одноклапанное устройство с дополнительным нагревательным сопротивлением, которое управляется ЭБУ. Такой термостат поддерживает рабочие температуры, оптимальные для всех режимов работы силового агрегата с амплитудой от 85 до 110 о С. При этом наблюдается снижение потребления топлива и небольшой прирост мощности.

Установка и замена термостата

Специфичность устройства термостата для каждой конкретной модели авто обуславливает возможность замены вышедшей из строя детали только на оригинальную, за исключением некоторых моделей, которые являются аналогичными и взаимозаменяемыми. Для замены термостата потребуются отвертка, соответствующие ключи и герметик, а также емкость, в которую перед демонтажем детали сливается охлаждающая жидкость. Работы производятся на полностью остывшем двигателе в следующем порядке:

  1. Обеспечение доступа к термостату путем демонтажа отдельных элементов моторного отсека (воздуховода, аккумуляторной батареи, воздушного фильтра).
  2. Ослабление затяжки хомутов и отсоединение от термостата подводящих шланг со стороны радиатора, трубки насоса и впускного патрубка.
  3. Снятие термостата.

Монтаж изделия производится в обратном порядке. При необходимости наносится герметик на стыки с патрубками или под внешние прокладки. Перед установкой производится его проверка, опустив в воду с температурой около 80 о С, в которой клапан должен открываться, что свидетельствует о работоспособности термостата.

Признаки неисправности термостата

Неполадки в работе системы охлаждения проявляются в отклонениях показателей температуры от нормальных на датчике, расположенном в приборной панели. При наружной температуре около 0 о С, двигатель после запуска выходит на рабочую температуру при нагрузке за 5-10 мин. Если уровень жидкости в расширительном бачке в норме, герметичность и работоспособность других элементов системы охлаждения не нарушена, значит отклонения температуры обусловлены работой термостата, что выражается в следующих признаках:

  1. Длительный прогрев двигателя и его быстрый перегрев.
  2. Не удается выйти на рабочую температуру при нагрузке, но при остановке она быстро подымается.
  3. Не прогревается воздух в отопителе.
  4. Постоянный перегрев двигателя при любой наружной температуре, при этом нижний патрубок остается холодным.
  5. Периодическое проявление и исчезновение указанных признаков.

Все вышеназванные признаки свидетельствуют о заклинивании клапана термостата в верхнем или нижнем положении, а также его неполном закрытии или открытии. При подобных неисправностях производят замену вышедшей из строя запчасти. В некоторых случаях можно устранить неполадки в работе термостата без замены, удалив мешающий работе мусор или отложения с подвижных частей устройства. Описанные признаки позволяет диагностировать неисправность термостата всех моделей ВАЗ: 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, Нива, Приора, Калина, Гранта, Веста и большинства иномарок.

Ремонт заклинившего термостата

Нарушения в работе термостата могут быть вызваны не поломкой его подвижных частей, а попаданием под клапаны мусора, отложение накипи или выход из строя уплотнительного кольца. В этом случае можно обойтись без замены детали, сняв ее с автомобиля и обработав обычным средством для удаления отложений на бытовых водонагревателях, аналогичных «антинакипину», прокипятив его в течение 15 мин. Если устройство заработало, это будет заметно по открывшемуся в кипятке клапану. Перед установкой «реанимированного» термостата производят замену внутреннего уплотнительного кольца и промывку системы охлаждения специальными предназначенными для этого средствами.

Термостат ваз 2110: конструкция и поломки

Термостат ВАЗ 2110 может быть двух конструкций. Тип его зависит от того, в каком году выпущен сам автомобиль. На первых десятках устанавливались термостаты, которые похожи по конструкции на используемые в восьмерках и девятках.

Эффективность у них маленькая, по этой причине в десятках более поздних стали применять несколько иные типы термостатов. Основное отличие нового в том, что он является разборным. Это огромное преимущество, так как ремонт значительно облегчается.

Конструкция термостата ВАЗ 2110

В его основе находится чувствительный элемент, он полностью погружен в жидкость. При нагреве биметаллическая пластина деформируется. Клапан термостата открывается, а жидкость, которая находится в системе охлаждения, начинает перемещаться в одном направлении. Если упростить всю конструкцию, то окажется, что термостат ВАЗ 2110 служит для того чтобы подавать горячий тосол в радиатор.

На автомобилях первых выпусков корпус элемента и блок двигателя соединялись при помощи небольшого патрубка. Если же взглянуть на новые десятки с инжекторными моторами, то можно увидеть, что в них крепление устройства произведено с помощью двух шпилек. Следовательно, между корпусом термостата и блоком ДВС нет никаких лишних резиновых изделий и хомутов. Имеется только прокладка из паронита.

В основе любого термостата лежит клапан, изготовленный из термочувствительного материала, а также корпус, полностью герметичный. Если на вашем автомобиле установлен инжектор, то термостат ВАЗ 2110 будет разборным. В случае с карбюраторной системой питания, его конструкция неразборная.

Если принять во внимание цену различных конструкций, то намного лучше использовать именно первый вариант, такой, который используется на инжекторных двигателях. Правда, весь в сборе элемент имеет достаточно высокую стоимость. Но при поломке не нужно менять его целиком, достаточно установить новый термочувствительный элемент, который расположен внутри корпуса. Сам же корпус менять не нужно.

Снятие термостата ВАЗ 2110

При демонтаже термостата необходимо выдержать некоторое время, чтобы двигатель полностью остыл. В противном случае можно получить травмы. Затем полностью сливается жидкость из системы охлаждения. Для этого предусмотрено два сливных отверстия, которые находятся на радиаторе блоке двигателя. Независимо от того, какой тип именно у вас на автомобиле установлен, эти сливные отверстия будут присутствовать.

На радиаторе заглушка выкручивается руками. Бронзовая заглушка, которая находится в блоке двигателя между третьим и четвертым цилиндром, выкручивается ключом на «13». Чтобы жидкость начала сливаться, необходимо выкручивать пробку на расширительном баке. Чтобы демонтировать термостат старого образца, необходимо при помощи отвертки или ключа на «8» (иногда «6») провести ослабление хомутов. После этого снимаете термостат.

Если у вас на автомобиле установлен термостат нового образца, то потребуется провести те же самые операции по сливу жидкости. Как правило, после демонтажа обнаруживается, что прокладка под ним разрушилась. Если это случилось, то в обязательном порядке установите новую. Если у вас имеется паранит, то можно даже вырезать прокладку из него.

Чтобы улучшить герметичность, вам потребуется зачистить и обезжирить все места, которые прилегают друг другу. А также рекомендуется наносить на паронитовых прокладку тонкий слой силиконового герметика. Но запомните, если вы его наносите, то затяжку резьбовых соединений проводить только минут через 15-30. Жидкость в систему охлаждения залить можно будет примерно через час.

Поломки термостата

Как любое другое устройство, на автомобиле ВАЗ 2110 термостат имеет свои признаки неисправности. В частности, если он выходит из строя, так значительно повышается рабочая температура двигателя. Обратите внимание на то, что на автомобилях ВАЗ после поломки термочувствительного элемента клапан переходит в положение, при котором жидкость циркулирует по меньшему кругу.

Другими словами, она не поступает в радиатор. Если это случилось летом, то ничего приятного в такой поломке вы не увидите. Самый эффективный способ слегка остудить двигатель – это открыть печку и включить вентилятор обдува на максимальную скорость.

Причем двигатель будет перегреваться не только во время движения по населенному пункту с малыми скоростями, но также при езде на более высоких скоростях, когда, казалось бы, обдув всего подкапотного пространства происходит в усиленном режиме.

Но если у вас появились такие симптомы на автомобиле ВАЗ 2110, термостат обвинять сразу же не стоит. Вполне возможно, что вы перепутали поломку датчика включения вентилятора и непосредственно термостата. На инжекторных автомобилях измеряется температура в корпусе термостата (на фото видно расположение датчика температуры).

На электронный блок управления, а также на прибор в панели перед водителем, поступает сигнал именно с него. Если на автомобиле происходит управление работой вентилятором через электронный блок управления, то работает вышеописанная схема. Но на старых автомобилях ВАЗ 2110 и подобных, используется второй датчик, который работает только лишь с вентилятором.

Находится он в корпусе радиатора охлаждения. Как правило, он включен в минусовую цепь питания без каких-либо устройств коммутации, например, электромагнитного реле. Вследствие этого происходит обгорание контактов внутри датчика и преждевременный выход его из строя.

Читать еще:  Распиновка щитка приборов ваз 2110
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector