Теоретически цепь ГРМ имеет преимущество перед ремнем в том, что она более долговечна и безопаснее для двигателя. Однако практика показывает, что больше проблем доставляет именно цепочка, и по иронии судьбы, потому что пользователей и механиков это не волнует. Каковы наиболее частые неисправности цепного привода ГРМ и каковы их симптомы?
Запущенная цепь привода ГРМ может доставить множество проблем.
Сторонники такого привода говорят о его долговечности, а владельцы BMW, Mini, Citron, Peugeot, Mazda, Nissan, Volkswagen и, вероятно, нескольких других брендов обнаружили, что поломки могут быть крайне неприятными.
Неудачливые пользователи BMW с дизельным двигателем N47 знают, что замена полностью изношенного привода ГРМ может быть дороже, чем ремонт сопоставимого двигателя с обрывом ремня. Поэтому не стоит быть слишком оптимистичными в отношении цепей.
Хорошо или плохо?
Цепной привод ГРМ обычно выдерживает большой пробег, реже изнашивается. Это связано с тем, как она притерта. В то время как ремень теряет свои свойства внезапно, до того, как он разорвется, или в результате неблагоприятных факторов, цепь на первом этапе подвергается нагрузкам, которые влияют на ее совмещение с зубчатыми колесами и другими элементами. Если она неисправна, она сломается относительно быстро, очень часто после десятка или 20–30 тысяч. км.
Чаще всего цепь растягивается после долгой езды с поврежденным натяжителем.
Именно поэтому так важно проверять его при первом и втором осмотрах автомобиля. Также важна бдительность пользователя, так как он должен реагировать на тревожные звуки из-под капота своей новой машины, особенно на шумы от двигателя.
Если не будет никаких тревожных знаков, скорее всего, составляющие машины будут в порядке на несколько лет. Бывает, однако, что цепной привод изнашивается соответсвенно пробегу и иногда первые тревожные знаки появляются примерно через 100-150 тысяч. км. Стоит сосредоточиться на этих знаках, обычно затрагивающих не первого владельца автомобиля, который не имел дела с автомобилем с момента его появления в продаже.
Громкая езда на холодном двигателе.
Это один из самых распространенных признаков растянутой цепи или неисправного натяжителя. Он часто появляется на автомобилях, широко используемых в городе.
У этого может быть три причины:
- Неисправный натяжитель, в котором используется моторное масло, которое не может тянуть цепь привода ГРМ в холодном состоянии, при густом масле цепь уже растянута, что означает, что натяжитель был поврежден в течение длительного времени.
Для устранения неисправности следует заменить натяжитель, но механик должен немедленно проверить длину цепи. Если цепь стала длиннее, ее тоже заменить. Совершенно необходимо проверить шестерни, с которыми он взаимодействовал. В таких приводах одна неисправность вызывает другую, поэтому нужно искать признаки износа, пока ничего не будет обнаружено.
Замена натяжителя должна производиться в соответствии с порядком его установки. Если в него залито моторное масло, то, вероятно, необходимо залить его моторным маслом перед первым запуском двигателя. Обычная процедура — несколько раз просушить коленчатый вал — без запуска двигателя.
- Изменение фаз газораспределения без… изменения фаз газораспределения.
Это звучит парадоксально, но растянутая цепь привода ГРМ может вызвать незначительные изменения фазы, что приведет к таким проблемам, как неравномерная работа двигателя, плохая реакция дроссельной заслонки, меньшая мощность, более высокий расход топлива, детонация и загорание двигателя. В двигателях, оснащенных датчиками положения коленчатого и распределительного валов, появится ошибка, сообщающая об отсутствии синхронизации обоих валов или вводящая в заблуждение информация о выходе из строя одного из датчиков.
Даже если распределительный вал сместится относительно коленчатого вала, автомобиль продолжит движение, и клапаны не будут сталкиваться с поршнями, как это может случиться, когда ремень перескакивает через несколько зубцов.
Чуткого слуха не всегда достаточно для выявления такой неисправности. Не всякая растянутая цепь должна создавать шум. Обычно все выявляется после подключения диагностического компьютера.
- Странные звуки из ниоткуда
Иногда двигатель шумит, и механик говорит, что привод ГРМ в порядке. Шумы, которые трудно идентифицировать, могут исходить от изношенных направляющих, то есть натяжных стержней. К счастью, такие поломки не представляют особой опасности, но при замене цепи не надо забывать заменить полозья.
Расходы ждут автовладельца при замене цепного привода ГРМ. Учитывая безотказную работу двигателя в течение длительного времени, рекомендовано заменять все заменяемые детали привода. То есть не только цепь, натяжитель и ползуны, но и шестерни.
Это возможно не для каждой модели, потому что колеса могут быть невзаимозаменяемыми и совмещаться с валами. Тогда помощи нет. Если их можно заменить новыми, надо сделать это.
Стоит покупать комплекты приводов у одного производителя, потому что не все детали разных производителей могут идеально работать вместе. Если найдена цепь и натяжитель, но все еще нет колес, не нужно покупать их. Возможно, производитель шестерен также предлагает цепь и другие элементы — это будет лучший выбор.
При замене привода ГРМ, вероятно, придется заменить его механизм, но, возможно, некоторые могут сделать это самостоятельно. Не надо забывать закрыть крышку цепи после ее сборки в соответствии с руководством по ремонту. Такие рекомендации находятся в сервис-мануалах. Нанесение герметизирующей пасты везде, где возможно — на всякий случай — будет стопроцентным способом защититься от утечки. Обычно их можно найти только в углах и местах с большими углами / изгибами. Обычно герметик не следует наносить на плоские длинные поверхности, как это часто делают механики.